Страничка учителя-логопеда
Азаренко Юлии Степановны
«Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»
В соответствии с законом « Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования ,что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать специальные условия для получения образования всеми детьми, учитывая их индивидуальные потребности. На реализацию государственных стандартов направлены современные образовательные технологии.
Анализ педагогической литературы позволил выявить, что традиционные подходы работы с современными детьми не всегда эффективны. Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения на активную и интерактивную( ребенок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Совершенствования системы работы учителя-логопеда это использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательном процессе. Это прежде всего: непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия. Допускается использование разнообразных форм, методов, приемов и средств обучения. Благодаря использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе. Коррекционно-педагогический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы. Этому способствует организация предметно- развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном, физкультурных залах.
Успех коррекции речевых нарушений ребенка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения, то несомненно первое- это совершенствование системы мониторинга. Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребенка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребенка, а затем, если это необходимо , то изменить влияние этого фактора в нужном направлении.
Результаты педагогической диагностики ( мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования( в том числе поддержки ребенка), построения его индивидуального образовательного маршрута; оптимизации работы с группой детей.
Большую роль играет подбор «Программ» в том числе коррекционных. Образовательная программа разрабатывается самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Правильное выстраивание коррекционной работы позволяет получить высокую положительную динамику развития ребенка с ТНР. Для детей инвалидов, если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей.
Знание и умелое применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Это использование не только традиционных ,но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей создает условия для свободного общения, что в итоге, при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога. Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы максимально использовать многообразие видов детской деятельности.
Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет свое целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребенка. Организация комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения ребенка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитеие речевой сферы. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем- логопедом. В соответствии с рабочей программой все специалисты под руководством учителя- логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя- логопеда, воспитателей группы, педагога- психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья. Овладение детьми знаниями, приобретенными за определенный период, а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях, позволит успешно обучаться в школе. Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяет увеличить положительную динамику развития речевой системы ребенка с тяжелыми нарушениями речи.