Суббота, 21.12.2024, 20:06
Приветствую Вас, Гость

Страничка воспитателя
Ивановой Надежды Владимировны


Образование - неоконченное высшее

воспитатель высшей квалификационной категории
Педагогический стаж - 6 лет

стаж по должности - 6 лет

 

 

 Статья "Как развивать и воспитывать детей в театрализованной игре?"

Для этого, на мой взгляд, прежде всего, необходима правильная организация самих театрализованных игр.

Основными ее требованиями являются:

1.Содержательность и разнообразие тематики;
2.Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического  процесса;
3.Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
4.Мааксимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
5.Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение театрализованной игры я определяла требованиями программой воспитания для моей возрастной группы детского сада. Творческое развитие темы начинала с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки,  потешки, стихотворения. Далее предполагалась импровизация детей на заданную или избранную тему.

Самостоятельность детской игры в большей мере зависела от  того,  знают ли дети содержание сказки.  Я считаю, что авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушиваниями его детьми. Ни в коем случае не искажать его, но учить текст с ребятами до  начала игры не стоит. Часто возникали вопросы: как и когда, знакомить ребят с содержанием сценария? На  сколько самостоятельной и творческой будет театрализованная игра ,  если дети хорошо знают текст произведения?  Может быть лучше  предлагать им незнакомый текст?  Известна и,  в общем-то , вполне оправданная рекомендация – это чтение произведения до  начала игры, которое обязательно  требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным , если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего в моей работе показывались «живые» картинки на фланеллеграфе или на столе, использовался театр игрушек и кукол би-ба-бо.  Так одновременно создавались зрительные образы, демонстрирующие способы их эмоциональной выразительности и игры. В начале работы над выбранным произведением читается текст, тем самым, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных театрализованных  играх активность ребят увеличивается по мере того, как  они овладевают содержанием текста. Я всегда придерживалась принципа никогда не требовать  от детей буквального воспроизведения текста, но если было необходимо, непринужденно поправляла ребенка и, не задерживаясь, играла дальше. В дальнейшем , когда текст был достаточно хорошо усвоен ,  поощряла точность его изложения. Читая стихотворные тексты, подключала по возможности детей к игре, они охотно и достаточно активно участвовали в диалоге со мной, подыгрывали основной сюжетной линии, имитируя движения, голоса, интонации персонажей игры. В своей работе я часто использовала ТСО, т.к. магнитофонная запись позволяет сохранить  средства художественной выразительности текста, образные выражения автора, но  я не полагаюсь полностью на запись, ведь чтение произведения должно сочетаться с мимикой. Кроме того, я стараюсь ежедневно использовать стихи, потешки при общении с детьми. Например, во  время мытья игрушек – «долго, долго умывала и ласкала их она», или « Водичка, водичка умой моё личико».

Я всегда стараюсь предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета, игры. Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников , почти никто не знает. Маловыразительные интонации, однообразные движения  порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а,  следовательно, снижению, снижению  эмоционального воздействия ее на детей.
Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует в младшей группе формировать у детей простейшее  образно – выразительные умения (например, имитировать характерные движения  сказочных персонажей – животных). Прежде чем учить детей средствам выразительности, я проверила, а готова ли я сама к этому?
Например, с каким количеством разных интонаций я смогла сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «помогите» , «возьмите» , «послушайте» и др. Читала сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа , говоря то за Красную Шапочку, то за волка. Пробовала убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу и во время чтения стихотворения  К. Чуковского «Доктор Айболит», можно смело сказать, что я испытала себя, прежде чем выступить перед детьми. Я никогда не забывала о том, что интонация моего голоса – образец  для детей. О того, на сколько гибко  и сознательно я подчеркиваю интонацией смысл  произведения, даю характеристику образцам, зависит и понимание сказки ,стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность из высказываний.
Итак, я сделала для себя вывод, что моя речь в повседневном общении, чтение, театрализованные игры, служат первыми образцами подражания.  Всё начиналось с небольших упражнений с детьми. Проводила их всегда сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге от того, как я водила персонажи,  как говорила, действовала за них. Предложила детям поиграть так же. Например, в сказке « Рукавичка » надо было попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Я придумала упражнение – чтобы попросились в домик несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А потом они же - за волка. Кто похож больше? Остальные, конечно, сгорали от нетерпения, желая выступить, и я  позволила им это сделать, но прежде объявила конкурс – кто  лучше? Победитель аплодисменты.

Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют, как герои сказок. Всегда обращала внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешила попробовать самим. Десять минут таких упражнений удовлетворяли желание детей участвовать в игре, доставляли им радость. Кроме того, формировались необходимые умения.
Передать характер персонажа помогает музыка. Например, на музыкальных занятиях совместно с музыкальным руководителем,  побуждали детей к имитации движений различных персонажей. Ребенок, ритмично ударяя  в бубен, показывает, как идет медведь, прыгает зайчик. Вместе с музыкальным сопровождением  мы имитировали движения резвящейся или усталой  лошадки, дети, выполняя задания ,внимательно смотрят друг на друга ,тем самым не заметно для себя превращаются в актеров . В дальнейшем,  я старалась включать такого рода фрагменты в театрализованные игры , чтобы обязательно найти им практическое применение. Театрализованная деятельность оказывает разностороннее воздействие на воспитание ребёнка. Попевки, поговорки, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребёнок с самого раннего возраста от матери, бабушки, воспитателя в детском саду. Знакомство с ними  обогащает чувства и речь ребёнка, побуждает к познавательной активности, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.