СТРАНИЧКА ВОСПИТАТЕЛЯ
Лизуновой Светланы Николаевны
образование - высшее профессиональное педагогическое
воспитатель первой квалификационной категории
педагогический стаж - 2 года
стаж работы по специальности - 2 года
Статья "Мнемотехника – быстрый и веселый способ запоминания"
Одной из важнейших задач в обучении ребенка является развитие памяти. И по мнению многих психологов, самое важное время для развития памяти – это время до школы. Действительно, развитие памяти и внимания у детей – процесс одновременно и развивающий, и интересный. Важно помнить, что он не должен быть нудным и надоедливым. На мой взгляд, наиболее интересным и привлекательным для детей способом является мнемотехника. Именно этот способ я применяю с детьми на своих занятиях по развитию речи.
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.
Цель - развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
Задачи:
- Научить детей управлять своей памятью
- Увеличивать объем памяти, используя приемы мнемотехники
Актуальность:
- Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи
- Применение мнемотехники позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт
- Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена информация. Вместе с детьми мы читаем стихотворение, потом обсуждаем его и «прячем» в таблицу, придумывая запоминающиеся, яркие образы. Они могут быть изображены даже просто в виде геометрических фигур (например: лиса – оранжевые треугольник и круг, медведь – большой коричневый круг и т.д.). Затем глядя на эти картинки-образы, ребенок без проблем воспроизводит заученный таким образом текст.
Стихотворение
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты….
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Осень. А.Плещеев (отрывок)
Помимо стихов и рассказов, в таблицу можно «спрятать» сказку, загадку. Нашим малышам очень нравится учить стихи, составлять рассказы по таблицам. Для них – это веселая игра, а играть любят все. Ведь, игровая деятельность является ведущей для дошкольника.
Загадка
- Круглая, а не мяч..
- Желтая, а не солнце…
- С хвостом, а не мышь…
Составление рассказа:
Наступила осень, трава пожелтела. Начинается листопад. Солнце светит мало. Идут дожди. На улицах появились лужи. Перелетные птицы улетают в теплые края. С полей и огородов убирают весь урожай. Стало холодно. Люди надевают теплую одежду.
Также часто в игровых тренингах в качестве пособия используем коллаж.
Главная задача коллажа - соединить (связать) картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания. Дети устанавливают причинно-следственные связи. У них значительно увеличивается словарный запас, развиваются образное восприятие, устная речь, умения связно говорить и рассказывать.
Таким образом, использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребенка. Дает возможность детям усваивать сложный материал легко, быстро и весело. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для воспитателя.