СТРАНИЧКА ВОСПИТАТЕЛЯ
Мироновой Наталии Юрьевны
Образование - высшее профессиональное педагогическое
воспитатель высшей квалификационной категории
педагогический стаж - 13 лет
стаж по должности - 9 лет
Статья «Экологическое воспитание дошкольников»
В современном мире огромное количество экологических проблем, поэтому мы должны воспитывать детей, правильно относящихся к природе. Михаил Пришвин говорил: «В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека». Взрослые должны сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного безопасного поведения в природе и быту. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущей личности , ответственного гражданина.
Основными задачами экологического воспитания и образования детей являются:
- Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о взаимосвязях, существующих в природе.
- Развитие познавательных интересов , наблюдательности , любви к природе, бережного отношения к ней.
- Бережного отношения к своему здоровью.
Дошкольное образование согласно ФГОС является начальной ступенью образовательной системы, поэтому является важным этапом в развитии ребенка. В экологическом воспитании соблюдается принцип согласованности по всем образовательным областям.
- Область «Социально-коммуникативного развития» поможет воспитать эмоциональное, отзывчивое отношение к природе, заложит навыки безопасного и ответственного поведения в природе.
- Область «Познание» поможет сформировать и расширить представления о объектах живой и неживой природы, поможет сформировать понимание о единстве и целостности экологической системы планеты Земля во всем многообразии живых организмов и народов населяющих планету.
- Область «Речевое развитие» поможет, погрузится в мир художественной литературы о природе.
- Область «Художественно-эстетического развития» предполагает развитие эстетического отношения к окружающему миру, через восприятие произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), а также через самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.)
- Область «Физического развития» помогает решать вопросы здорового образа жизни.
Для того, чтобы заинтересовать детей мы регулярно проводим наблюдения на прогулке за объектами природы и явлениями природы и обсуждаем увиденное. Регулярно проводим НОД по экспериментированию (с песком и глиной, водой, воздухом , наблюдения за жизнью живых организмов). Конечно, ведущей формой деятельности детей является игра, поэтому НОД происходит в игровой форме. Мы используем хорошо известные игры экологического содержания , такие как : «Чьи семена?», «Детки, с какой ветки?», «Отгадай и нарисуй», «Такой листок лети ко мне», «Какое насекомое, назови?», «Кто как поет?», «Вершки – корешки», «Угадай по вкусу или запаху», «Воздух, земля, вода» и т.д. А также для того, чтобы заинтересовать детей регулярно придумываем новые дидактические игры и пособия, например, пособие «Взаимосвязи в природных сообществах», «Пищевые цепи» , в которых дети знакомятся с обитателями озера, болота, леса, луга и понимают взаимосвязь всех живых организмов сообщества. В пособии «Природные богатства» знакомятся с видами природных ресурсов , а также знакомятся с природными богатствами Ленинградской области. В игре «Животные соседи» знакомятся с обитателями разных природных зон и домашними животными.
Главные педагоги для детей – это родители, поэтому очень важно, чтобы экологическим воспитанием занимались именно родители. На прогулках каждый родитель должен учить любоваться природой, наблюдать за ее изменениями. Обсуждать с детьми свое ответственное поведение в природе и в быту , например, по таким вопросам: « Почему важно сортировать мусор?», «Зачем беречь вещи?», « Зачем экономить воду и электричество?», «Что такое вторая жизнь вещей?», «Почему не нужно рвать цветы, убивать насекомых, разрушать гнезда и муравейники» и т.д.
Развитие экологической культуры начинается с раннего детства. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, земли. Только помогая друг другу, родители и педагоги смогут вырастить грамотных, отзывчивых и ответственных граждан нашего общества.
Примеры игр и пособий для занятий с детьми:
Дидактическое пособие «Взаимосвязи в природных сообществах»
Дидактическая игра «Животные соседи»
Лэпбук «Природные богатства»
Дидактическое пособие «Пищевые цепи"