Вторник, 22.10.2019, 07:28
Приветствую Вас, Гость

Страничка воспитателя

 
Миронова Наталия Юрьевна
«Экологическое воспитание дошкольников»

 

В современном мире огромное количество экологических проблем, поэтому мы должны воспитывать детей, правильно относящихся к природе.  Михаил Пришвин говорил: «В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека». Взрослые должны сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного безопасного поведения в природе и быту. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущей личности , ответственного гражданина.
Основными задачами экологического воспитания и образования детей являются:

  • Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о взаимосвязях, существующих в природе.
  • Развитие познавательных интересов , наблюдательности , любви к природе, бережного отношения к ней.
  • Бережного отношения к своему здоровью.

Дошкольное образование согласно ФГОС является начальной ступенью образовательной системы, поэтому является важным этапом в развитии ребенка. В экологическом воспитании соблюдается принцип согласованности по всем образовательным областям.

  • Область «Социально-коммуникативного развития»  поможет воспитать  эмоциональное, отзывчивое отношение к природе, заложит навыки безопасного и ответственного поведения в природе.
  • Область «Познание» поможет сформировать и расширить представления о объектах живой и неживой природы, поможет сформировать понимание о  единстве и целостности экологической системы планеты Земля во всем многообразии  живых организмов и народов населяющих планету.
  • Область «Речевое развитие» поможет, погрузится в мир художественной литературы о природе.
  • Область «Художественно-эстетического развития»  предполагает развитие эстетического отношения к окружающему миру, через восприятие произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), а также через самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.)
  • Область «Физического развития» помогает решать вопросы здорового образа жизни.

Для того, чтобы заинтересовать детей мы регулярно проводим наблюдения на прогулке  за объектами  природы и явлениями природы и обсуждаем увиденное. Регулярно проводим НОД по экспериментированию (с песком и глиной, водой, воздухом , наблюдения за жизнью живых организмов). Конечно,  ведущей формой деятельности детей является игра,  поэтому НОД происходит в игровой форме. Мы используем  хорошо известные игры экологического содержания , такие как : «Чьи семена?», «Детки, с какой ветки?», «Отгадай и нарисуй», «Такой листок лети ко мне», «Какое насекомое, назови?», «Кто как поет?», «Вершки – корешки», «Угадай по вкусу или запаху», «Воздух, земля, вода»  и т.д.  А также для того, чтобы заинтересовать детей регулярно придумываем новые дидактические игры и пособия, например, пособие «Взаимосвязи  в природных сообществах», «Пищевые цепи» , в которых дети знакомятся с обитателями озера, болота, леса, луга и понимают взаимосвязь всех живых организмов сообщества. В пособии «Природные богатства» знакомятся с видами природных ресурсов , а также знакомятся с природными богатствами Ленинградской области.  В игре «Животные соседи» знакомятся с обитателями разных природных зон и домашними животными.

Главные педагоги для детей – это родители, поэтому очень важно, чтобы экологическим воспитанием занимались именно родители.  На прогулках каждый родитель должен учить любоваться природой, наблюдать за ее изменениями. Обсуждать с детьми свое ответственное поведение в природе и в быту , например, по таким вопросам: « Почему важно сортировать мусор?», «Зачем беречь вещи?», « Зачем экономить воду и электричество?», «Что такое вторая жизнь вещей?», «Почему не нужно рвать цветы, убивать насекомых, разрушать гнезда и муравейники» и т.д.

Развитие экологической культуры начинается с раннего детства. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, земли. Только помогая друг другу, родители и педагоги смогут вырастить грамотных, отзывчивых и ответственных граждан нашего общества.

Примеры игр и пособий для занятий с детьми:

    Дидактическое пособие «Взаимосвязи в природных сообществах»

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дидактическая игра «Животные соседи»

 

 

 

 

 

 

 Лэпбук «Природные богатства»

 

 

 

 

 

  Дидактическое пособие  «Пищевые цепи»