Рахманкулова Наиля Рашидовна.
Мой девиз: « Когда я смотрю на детей, вижу их увлечение музыкой, душа наполняется радостью и желанием ввести их в бесконечно прекрасный мир музыки, познакомившись с которым однажды в детстве, они вновь и вновь будут им вдохновляться и открывать для себя новые планеты музыкальной вселенной».
Образование – высшее музыкально-педагогическое.
Музыкальное училище им. П.И..Чайковского, г. Алма-Ата.
Санкт-Петербургский университет культуры и искусств.
АНО ДПО «Московская академия профессиональных компетенций» по программе «Музыкальное воспитание в дошкольной организации и начальной школе».
Программа повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО».
Общий стаж - 18 лет, педагогический стаж - 9 лет, стаж по должности 5 лет.
Музыкальная терапия
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии. Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Примите некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях:
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?
В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».
Как уменьшить нервное возбуждение?
Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».
Хотите спокойствия?
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».
Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?
Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера «Месса ля-минор». Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.
У вас мигрень, головная боль?
Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка.
Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».
Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:
Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».
А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Как слушать?
· Продолжительность - 15-30 минут.
· Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.
· Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Как долго?
Внимание ребенка 3—4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.
Как?
Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.
Когда?
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна.
Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка — самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ!
Музыкальные произведения для слушания дома
- П. Чайковский. Танец маленьких лебедей (оркестр, дир. Е. Светланов).
- Ж. Рамо. Курица (клавесин, исп. Г. Пишнер).
- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик» (оркестр, дир. Г. Рождественский).
- Д. Шостакович. Вальс-шутка (флейта и фортепиано). Интермеццо, Мурзилка (фортепиано, исп. В. Постникова)
- Г. Свиридов. Музыкальный момент. Весна (из Муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») (фортепиано, исп. А. Бунин, оркестр, дир. В. Федосеев).
- Сочетайте приятное с полезным, пусть ваш ребенок растет гармонично развитой личностью. И в этом вам поможет музыка.
Музыкальный руководитель
В 2010 году окончила Шадринский Государственный Педагогический Институт, квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Педагогический стаж 19 лет, в должности музыкального руководителя 19 лет.
- Хотя бы по одному разу сводите ребенка на фортепианный, симфонический, вокальный концерт; на оперу и балет.
- Включайте классическую музыку в качестве фона для выполнения других занятий ребенка. Даже если он слушает невнимательно, будьте уверены в том, что подсознательно работа совершается.
- Будьте тактичны с ребенком, помня о том, что музыкальность — очень личное, очень искреннее проявление индивидуальности.
- Покупайте игрушки — музыкальные инструменты: дудочку, барабан, тарелки и т.п. Для начала ребенок должен полюбить звук и ощутить чувство ритма.
- Попробуйте разобраться в музыкальных пристрастиях ребенка, прежде чем вы приведете его к профессиональному педагогу.
Правила поведения родителей на детских утренниках
- Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.
- Вход в музыкальный зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды ( в холодное время года), с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада.
- Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами.
- Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада.
- Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места
- Во время утренника родителям не желательно переходить с одного места на другое, вставать со своего места и выходить из зала.
- Не желательно присутствие на празднике детей ( среди гостей) более младшего возраста.
- Если на празднике присутствуют две группы детей, к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.
- По просьбе музыкального руководителя и воспитателя родители могут принимать участие в проведении детского утренника ( спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение). В случае невыполнения вышеуказанных правил или другого неадекватного поведения со стороны родителей - музыкальный руководитель и администрация детского сада оставляет за собой право проводить праздники без родителей, так как несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия.