Понедельник, 24.06.2024, 23:31
Приветствую Вас, Гость

Страничка воспитателя.

Сафаргалиева Алина Вячеславовна

воспитатель высшей квалификационной категории
образование высшее профессиональное
стаж педагогической работы -320года
стаж по должности воспитатель - 32 года
стаж в ГБДОУ детский сад № 24 - 26 лет

 

 

 

Статья:

 «Увлекательные игры-экспериментирования для старших дошкольников».

Дошкольный возраст- возраст игр! В этом возрасте дети больше всего любят играть и именно в игре больше всего и легче всего дети познают окружающий нас мир!

Игры-экспериментирования лучше всего проводить с детьми в ходе режимных моментов или как часть специально организованных занятий по познанию в детском саду.

Дома же родители должны продумать проведение таких игр заранее и подготовиться к их успешному проведению.

Я для вас подготовила наиболее интересные для детей, на мой взгляд, игры-экспериментирования.

В старшем дошкольном возрасте детей очень интересует как устроен человек, его органы. Дети начинают понимать, как беречь себя, что опасно и что полезно. И в играх-экспериментированиях наглядно можно показать влияние тех или иных факторов на организм человека.

«Как я дышу»

Цель: научить детей слушать своё дыхание, определять тип дыхания: глубину, частоту. И по признакам дыхания определять состояние своего организма.

Ход игры: дети могут находиться в состоянии стоя, сидя или лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

Полная тишина, дети прислушиваются к своему дыханию и определяют:

- куда попадает струя воздуха и откуда происходит выдох;

-какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (грудная клетка, живот, плечи или все части- волнообразно);

-какое дыхание- легкое (поверхностное) или глубокое;

- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с паузой;

-дыхание тихое, неслышное или шумное.

Вывод: игровое упражнение проводиться сначала в состоянии покоя, а затем после физической нагрузки. И детей учат по дыханию определять состояние всего организма.

«Дыхание одной ноздрёй»

Цель: научить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Ход игрового процесса: и. п. в спокойном положении сидя или стоя.

Правую ноздрю закрываем указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делам  тихий продолжительный вдох (последовательно: нижнее, среднее и верхнее дыхание).

После окончания вдоха, открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальцем левой руки- через правую ноздрю делаем тихий долгий выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягивание диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

Повторить 3-6 раз с переменой ноздрей.

Затем выполнить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй вдох и выдох. Начинать со спокойного дыхания, переходить к глубокому.

Вывод: объяснить необходимость таких упражнений для профилактики заболеваний дыхательной системы человека.

«Зубы и сладости»

Цель: показать детям вредное влияние газированных напитков и сладостей на эмаль зубов.

Материал: яйцо, сваренное вкрутую, чашка с солодовым уксусом.

Ход проведения: предложить детям сваренное вкрутую яйцо положить в чашку с солодовым уксусом на ночь. На следующий день дети рассматривают яйцо и видят, как уксус изъел скорлупу.

Взрослый помогает детям сделать вывод: также губительно влияют на зубы газированные напитки и сладости.

«Органы вкуса и запаха для чего нужны»

Цель: показать взаимосвязь органов слуха и запаха.

Материалы: продукты (лимон, хлеб, шоколад), картинки с их изображением.

Ход проведения: взрослый предлагает детям с закрытым глазами определить по запаху какой-либо продукт. Затем предлагается сделать тоже самое только при помощи вдоха через рот, нос при этом закрыт. Делается вывод: что вдыхая только ртом, невозможно определить запах продуктов. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребёнок понимает, что при нарушении обоняния меняется вкус продукта. При нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

      Взрослый знакомит с четырьмя основными вкусами: сладкий, соленый, кислый, горький. Можно поиграть в игру кто назовет больше продуктов того или иного вкуса. Покажет картинку с этими продуктами.

«Почему уши по бокам»

Цель: определить для чего уши расположены у людей на противоположных сторонах головы; для чего необходимо соблюдать личной гигиены за ушами.

Ход проведения: ребёнок поворачивается спиной к взрослому. Взрослый просит его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово взрослый произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребёнка. Затем предлагается двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребёнок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ребёнку закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем с другим ухом.

По окончании опыта дети делают  вывод: что надо чистить уши, чтобы хорошо слышать. И что расположение ушей по бокам помогает нас лучше ориентироваться в пространстве.

«Светло и темно. Глаза»

Цель: проанализировать реакцию зрачков на различную степень освещения.

Материалы: зеркало на каждого ребёнка.

Ход проведения: взрослый предлагает детям рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при закрытых шторах).

Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в темноте предметы.

Взрослый рассказывает,  что находясь в темной комнате, люди могут различать предметы, но не могут определить их цвет.

«Пульс и где он живет»

Цель: дать детям представление о том, что такое пульс и где можно его найти.

Ход проведения: взрослый детям объясняется, что «пульс»- это то, как бьётся наше сердце. И что он «живет» в крупных сосудах и его можно определить по толчкам крови. Затем начинаются поиски мест, где живет пульс:

-предлагается детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Он прослушивается кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Не нужно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен.

- после этого предлагается поискать пульс на висках

- пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины.

С помощью взрослого дети делают выводы: если отсутствует пульс, то сердце не работает. Сосуды и сердце надо беречь, они должны служить человеку всю жизнь.