Страничка воспитателя.
Сафаргалиева Алина Вячеславовна
воспитатель высшей квалификационной категории
образование высшее профессиональное
стаж педагогической работы -320года
стаж по должности воспитатель - 32 года
стаж в ГБДОУ детский сад № 24 - 26 лет
Статья:
«Увлекательные игры-экспериментирования для старших дошкольников».
Дошкольный возраст- возраст игр! В этом возрасте дети больше всего любят играть и именно в игре больше всего и легче всего дети познают окружающий нас мир!
Игры-экспериментирования лучше всего проводить с детьми в ходе режимных моментов или как часть специально организованных занятий по познанию в детском саду.
Дома же родители должны продумать проведение таких игр заранее и подготовиться к их успешному проведению.
Я для вас подготовила наиболее интересные для детей, на мой взгляд, игры-экспериментирования.
В старшем дошкольном возрасте детей очень интересует как устроен человек, его органы. Дети начинают понимать, как беречь себя, что опасно и что полезно. И в играх-экспериментированиях наглядно можно показать влияние тех или иных факторов на организм человека.
«Как я дышу»
Цель: научить детей слушать своё дыхание, определять тип дыхания: глубину, частоту. И по признакам дыхания определять состояние своего организма.
Ход игры: дети могут находиться в состоянии стоя, сидя или лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
Полная тишина, дети прислушиваются к своему дыханию и определяют:
- куда попадает струя воздуха и откуда происходит выдох;
-какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (грудная клетка, живот, плечи или все части- волнообразно);
-какое дыхание- легкое (поверхностное) или глубокое;
- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно, с паузой;
-дыхание тихое, неслышное или шумное.
Вывод: игровое упражнение проводиться сначала в состоянии покоя, а затем после физической нагрузки. И детей учат по дыханию определять состояние всего организма.
«Дыхание одной ноздрёй»
Цель: научить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Ход игрового процесса: и. п. в спокойном положении сидя или стоя.
Правую ноздрю закрываем указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делам тихий продолжительный вдох (последовательно: нижнее, среднее и верхнее дыхание).
После окончания вдоха, открываем правую ноздрю, а левую закрываем указательным пальцем левой руки- через правую ноздрю делаем тихий долгий выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягивание диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
Повторить 3-6 раз с переменой ноздрей.
Затем выполнить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй вдох и выдох. Начинать со спокойного дыхания, переходить к глубокому.
Вывод: объяснить необходимость таких упражнений для профилактики заболеваний дыхательной системы человека.
«Зубы и сладости»
Цель: показать детям вредное влияние газированных напитков и сладостей на эмаль зубов.
Материал: яйцо, сваренное вкрутую, чашка с солодовым уксусом.
Ход проведения: предложить детям сваренное вкрутую яйцо положить в чашку с солодовым уксусом на ночь. На следующий день дети рассматривают яйцо и видят, как уксус изъел скорлупу.
Взрослый помогает детям сделать вывод: также губительно влияют на зубы газированные напитки и сладости.
«Органы вкуса и запаха для чего нужны»
Цель: показать взаимосвязь органов слуха и запаха.
Материалы: продукты (лимон, хлеб, шоколад), картинки с их изображением.
Ход проведения: взрослый предлагает детям с закрытым глазами определить по запаху какой-либо продукт. Затем предлагается сделать тоже самое только при помощи вдоха через рот, нос при этом закрыт. Делается вывод: что вдыхая только ртом, невозможно определить запах продуктов. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребёнок понимает, что при нарушении обоняния меняется вкус продукта. При нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.
Взрослый знакомит с четырьмя основными вкусами: сладкий, соленый, кислый, горький. Можно поиграть в игру кто назовет больше продуктов того или иного вкуса. Покажет картинку с этими продуктами.
«Почему уши по бокам»
Цель: определить для чего уши расположены у людей на противоположных сторонах головы; для чего необходимо соблюдать личной гигиены за ушами.
Ход проведения: ребёнок поворачивается спиной к взрослому. Взрослый просит его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово взрослый произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребёнка. Затем предлагается двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребёнок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ребёнку закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем с другим ухом.
По окончании опыта дети делают вывод: что надо чистить уши, чтобы хорошо слышать. И что расположение ушей по бокам помогает нас лучше ориентироваться в пространстве.
«Светло и темно. Глаза»
Цель: проанализировать реакцию зрачков на различную степень освещения.
Материалы: зеркало на каждого ребёнка.
Ход проведения: взрослый предлагает детям рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при закрытых шторах).
Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в темноте предметы.
Взрослый рассказывает, что находясь в темной комнате, люди могут различать предметы, но не могут определить их цвет.
«Пульс и где он живет»
Цель: дать детям представление о том, что такое пульс и где можно его найти.
Ход проведения: взрослый детям объясняется, что «пульс»- это то, как бьётся наше сердце. И что он «живет» в крупных сосудах и его можно определить по толчкам крови. Затем начинаются поиски мест, где живет пульс:
-предлагается детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Он прослушивается кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Не нужно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен.
- после этого предлагается поискать пульс на висках
- пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины.
С помощью взрослого дети делают выводы: если отсутствует пульс, то сердце не работает. Сосуды и сердце надо беречь, они должны служить человеку всю жизнь.