Пятница, 19.04.2024, 09:49
Приветствую Вас, Гость

Страничка воспитателя

Вахрушевой Натальи Юрьевны

Образование среднее профессиональное педагогическое

воспитатель высшей квалификационной категории

педагогический стаж - 12 лет

стаж работы по должности - 12 лет

 

 

 

Статья "Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

     В детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому воспитатели строят свою работу с дошкольниками на основе игры.

Игры можно классифицировать по-разному: дидактические, развивающие, подвижные, сюжетно-ролевые и пр. Однако все игры имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

  • формирование мотивации к процессу говорения;
  • воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
  • развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
  • пополнение и активизация словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  • совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
  • воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Дидактические игры помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить ребенка к школе. Особенностью дидактических игр является использование их в основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на развитие речевого дыхания, игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие произношения звуков. Но в то же время, возможно их объединение для увеличения целей и задач. Для примера я разработала серию игр , с помощью которых возможно воздействовать на различные стороны речи:

Игра «ЦВЕТНЫЕ ЗОНТИКИ»

Цель: Развитие внимания, речи.

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

           

Игра «ЦВЕТНЫЕ ЗОНТИКИ 2»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Ход игры. У ребенка — схема слов (прямоугольники, разделенные поперек на три части, с раскрашенной первой частью — начало слова, раскрашенной второй частью — середина слова, раскрашенной третьей частью — конец слова). Перед игрой  участник выбирает себе букву из предложенных ведущим. Ведущий показывает картинки зонтики  (в низу под ежиками крепиться выбранная ведущим буква, а ребенок должен подобрать себе такие картинки и приложить к ручке зонтика, которые содержат выбранный ими звук, и положить эти картинки к нужной схеме. Выиграет тот, кто первый соберет по три картинки к каждой схеме. Затем ребенок  меняет букву, и игра продолжается.

«НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО».

Ребенок произносит названия картинок, стараясь правильно произнести звуки Л.

«ЧТО ПРОПАЛО».

Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Ведущий прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.

«ЧТО ЛИШНЕЕ»

Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.

«ЗАКОНЧИ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ведущий начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной ведущим. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе

       Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.
Играя с детьми важно нам педагогам стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь мы является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи .Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам.

В дальнейшем я планирую продолжать знакомить детей с многообразием дидактических игр по развитию речи.