Пятница, 29.03.2024, 15:06
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

"Воспитательное значение народной куклы" воспитатель Миюсская Л.З

Народные куклы имели большое значение в воспитании детей, формировании их мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учился выражать свои чувства, приобретал опыт общения и разрешения конфликтов. Дети мастерили кукол из различных природных материалв. Тем самым они приобретали необходимые трудовые навыки, у них формировался хороший вкус. Следуя за возрастом, одни куклы сменяли другие, но каждая выполняла свою функцию в развитии и воспитании.

В раннем возрасте ребенку давали куклу «Пеленашку». Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. С «Пеленашкой» можно было играть в «дочки-матери»: пеленать, укачивать, кормить, ее можно было нянчить и воспитывать.

По мере развития восприятия и мышления, ребенку давали куклу «Стригушку». «Стигушку» делали из соломы. Это кукла легкая, подвижная, она могла крутиться, падать. Образ этой куклы позволял углубить свои знания в бытовой жизни.

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куклу вначале делала мама, бабушка или старшая сестра.

Рукоделье всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания. В одежде кукол обязательно отражались особенности одежды, присущие конкретным возрастным группам, национальным особенностям.

Обращает на себя внимание такая особенность, как безликость. У многих народов существовало поверье: если у куклы будет нос, рот и глаза, в нее может вселиться душа.

Знакомя детей с народно-прикладным искусством, я решила познакомить детей с народной куклой.

Народная кукла наиболее близка детям и в то же время связана со многими аспектами национальной культуры, близка по своей природе к детскому творчеству. Их роднят доступность материалов, эмоциональность, лаконизм, живость и богатство воображения. Дети приобретают знания, умения и навыки в области технического и художественного труда.

Изготовление народной игрушки имеет большое воспитательное значение: у детей развиваются чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. И еще одна особенность: куклу можно сделать без иглы и ножниц. 

Это позволяет начать заниматься с детьми младшего возраста. Помимо основной программы дети могут по образцам и технологическим картам изготовить свои игрушки.

Со временем интерес возрос, и от кукол «Пеленашек» мы перешли к более сложным куклам. Рассказывала, что есть обрядовые куклы, куклы-обереги. Оберег- от слова «оберегать». А также куклы свадебные. Они крепко держатся за руки, будто помогают друг другу. Таких кукол дарили жениху и невесте.

А есть куклы-удавки. В старину был обряд «удава». Это обряд рождения ребенка. Кукла делалась из лоскутов яркой ткани и перевязывалась нитками. Этиз кукол подвешивали на веревочку или клали в колыбельку, они заменяли детям погремушки.

Далее от изготовления «Пеленашки» перешли к «Бессонице», ну а за тем уже познакомились с другими тряпичными куклами: «Лихоманкой», «Купавкой», «Кувадкой»,«Крупеничкой», с северными куклами- «Вепсской» и «Коргопольской».

По мере обучения и развития детей «оживали» и куклы, изготовленные их руками. Мы смастерили макет «Карусели», закружились и наши куклы. Сделали с детьми «Панно» и украсили своими куклами. А в подготовительной группе «построили» с детьми два театра «Снегурочка» и «Гуси-лебеди».

До сих пор куклы, сделанные детскими руками, удивляют и восхищают всех от мала до велика. И это одно из многочисленных достоинств народной куклы.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Наталия (19.12.2014)
Просмотров: 2345 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]