Пятница, 10.05.2024, 04:06
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методическая копилка

Рекомендации по работе с природным материалом с детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей. "Рекомендации по работе с природным материалом с детьми дошкольного возраста" Харченко Татьяна Леонидовна воспитатель высшей квалификационной категории Родная природа–это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной поляне, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус. Поддерживая интерес ребенка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, что бы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и ни когда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, что бы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Природа–это великий учитель! Работа с природным материалом помогает развитию детского творчества, фантазию. Гуляя по берегам водоемов, по лесам, полям, садам можно найти множество материалов, созданных самой природой. Если внимательно посмотреть на корни и камни при этом подключить фантазию, то можно увидеть различные образы. Работу следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам. Игрушки легкой конструкции требуют небольшое количество материала, а для соединения деталей, используется пластилин как наиболее доступный детям материал для скрепления, а так же склеиваем клеем. Если детали соединяются с помощью веточек, делаем отверстия. С детьми 4-5 лет можно начать свою работу с тренировки пальцев: -народные игры; -потешки (сорока-белобока и др.); -игры с использованием стишков; -использование упражнений без речевого сопровождения. Чтобы детям было интересно можно предложить поиграть: левая рука - команда лисичек; правая рука - команда зайчиков; большие пальчики капитаны команд. Каждый капитан здоровается со своей командой. Упражнение делаем сначала с лисичками, потом с зайчиками. Затем обе команды здороваются друг с другом (поочередно касание парных пальцев рук). Можно предложить детям рассмотреть и разобрать природный материал – ракушки, апельсиновые корки. При рассмотрении материала дети пальчиками обследуют его, проводят по его контуру и обговаривают свои действия. Можно предложить изготовить детям зайца и лису. Сначала дети выкладывают на столе, подбирая материал по цвету, размеру. Маркером на пластиковой доске нарисованы модели зверюшек, затем выполняем модели из пальцев: «Зайка и уши» Уши длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет. Веселит своих зайчат. «Лиса и волк». Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою, Два пушистеньких хвоста. Дети выполняют фигурки. Заяц изготовлен из ракушек, лисичка на плоскости из апельсиновых корок. Можно предложить составить небольшие рассказы. Со старшими детьми (5-6 лет) можно погулять в лесу. Где дети собирают сухие корни, ветки, шишки и т.д. Предложить ответить на вопросы: «На что похоже?»; «Что напоминает?» Дать возможность детям сравнивать, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться, фантазировать, заранее придумывать из какого материала, что можно будет сделать. Организованный таким образом сбор материала дает возможность детям активно воспринимать его цвет, запахи. Чтобы сделать игрушку надо тщательно рассмотреть образец, рисунок, картинку, игрушку, определить не только внешние особенности, но и детали поделки, способы соединения. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом. Работа над игрушкой развивает у ребенка ориентировочно-исследовательскую деятельность. Так же поделки можно изготовлять по рисунку (фотографии). В этом случае используем прием схематической зарисовки, который облегчает переход от наглядно–действенного мышления к конкретному образцу. Составные части почти всех игрушек (поделок) представляют собой измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. Схема последовательности работы: -рассматривание и анализ образца игрушки; -подбор материала и инструмента; -изготовления игрушки; -анализ и оценка детских игрушек. Организуя работу с природным материалом очень важно использовать и художественную литературу. Дети отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью. Произведения художественной литературы является неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости. Воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, и развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Игры, конструирование с природным материалом помогает развитию фантазии, познавательной активности и творческого потенциала. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней и формирование первых трудовых навыков. Природный материал-кладовая для развития детского творчества. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». Образно говоря от пальцев, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Категория: Методическая копилка | Добавил: Наталия (06.11.2016)
Просмотров: 979 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]