Вторник, 23.04.2024, 20:43
Приветствую Вас, Гость

СТРАНИЧКА ВОСПИТАТЕЛЯ

Арнаутовой Елены Юрьевны

Образование среднее специальное педагогическое

воспитатель высшей квалификационной категории

педагогический стаж - 25 лет

стаж работы по должности - 25 лет

 

 

Статья "Развиваем речь движением"

В настоящее время, время компьютеров и видеофильмов, у детей не развита способность к сочувствию, чуткости, милосердию, речь детей доведена до дежурных фраз, слышны резкие, невнятные слова. Обращаясь к сверстникам или взрослым, дети зачастую не могут передать смысл просьб.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на психологическое, социально-личностное развитие, на развитие общей и мелкой моторики. У некоторых ребят отмечается низкий уровень развития мимической мускулатуры, нет достаточной тонкости и плавности движений, ограничена мобильность. Все это мешает детям в общении, т.к. неумение правильно выразить свои чувства, мысли, скованность движений в речи затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, нарушена связь с миром. Чем раньше начинается работа с ребенком, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
Для того чтобы дети могли играть и взаимодействовать, они должны понимать друг друга. Они должны хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности.
Для того, что бы помочь ребенку преодолеть трудности, для раскрепощения детей, пополнения их словарного запаса, ясного выражения своих мыслей и чувств, для коррекции и профилактики речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков я использую логопедическую ритмику.
 

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Для кого она будет полезна
Речь с движениями в первую очередь рекомендуется детям:
-с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;
-с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
-с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
-часто болеющим и ослабленным;
-находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Логопедическая ритмика ставит следующие задачи:
-Развитие дыхания
-Коррекция речевых нарушений
-Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
-Совершенствование координации
-Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
-Воспитание чувства ритма
-Закрепление пространственных понятий
-Приобщение к духовным ценностям (музыке)
-Обучение пению, произношению скороговорок
-Расширение кругозора
-Увеличение словарного запаса

Игры, упражнения выполняются по методу подражания. Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Можно использовать стихи, загадки, потешки, поговорки, игры, короткие сюжеты. Можно подобрать различного рода картинки, нарисовать мнемотаблицы для лучшего и быстрого запоминания текста. Классические виды упражнений по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений. Комбинируя это, получаются полезные, интересные упражнения.
Для проведения логопедической ритмики необходима определенная последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях. Текст проговаривается так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи.
Ребенку должно нравиться упражнение и ребенок должен видеть, что у него получается. Не надо переживать, если у малыша что- то не выходит. Принцип - от простого к сложному поможет ребенку повысить уверенность в своих способностях.
А что бы помочь ребенку преодолеть трудности разног характера, необходимо подготовиться: выбрать текст, подобрать музыку и придумать различные движения, учитывая возрастные особенности ребенка. Ребенок с удовольствием включится в придуманную взрослым игру. И выполняя упражнения, от раза к разу, систематично - задачи, поставленные выше будут выполнены.
 

Предлагаю несколько упражнений

Картотека игр и упражнений "Речь с движением"

Картотека "Речевые подвижные игры для дошкольников"

Таким образом, вся работа с детьми непринужденна, насыщена радостным устремлением, творческим воображением. Это способствует эстетическому, эмоциональному, умственному воспитанию детей. Обогащается словарь, дети свободно выражают и формируют свои мысли при описании действий, в повседневном общении со сверстниками, окружающими их людьми. Общаясь, играя, танцуя - изо дня в день, дети учатся быть терпеливее друг к другу, уживчивыми, собранными, сдержанными, доброжелательными. В человеке всегда заложено творческое начало и важно уметь развивать его в себе и других.

Литература:

Стихи для автоматизации звуков у детей 4-6 лет, Москва 2011,

Степанова Е.Л. Учимся играя. Москва, 1994. Волина В.В. Ярославль, 1997.

Тарабарина Т.И. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков,Спб, 2007,

Османова Г.А. Поздныякова Л.А. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Под ред. И.В. Козиной. Москва,2015

https://razvivayrech.ru/logoritmika/chto-takoe-logoritmika-i-zachem-ona-nuzhna

https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/3634-igry-na-koordinatsiyu-rechi-s-dvizheniem.html