Вторник, 19.03.2024, 08:13
Приветствую Вас, Гость
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
 
Старший воспитатель - Блинова Наталия Викторовна
Высшее педагогическое образование.
Высшая квалификационная категория.
Стаж педагогической работы 26 лет
Стаж в должности - 14 лет


ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА

 

Всем известен интерес  детей к книге. Это увлечение воз­никает на пути от простого любопытства — к удивлению, от удивления — к активной любознательности, а от нее — к знанию.

Природную любознательность ребенка полнее всего удов­летворяют книги. Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье.

Родители сами должны быть начитанными и уметь пере­сказать содержание произведения, передать свое мнение о книге.

Очень важно правильно отбирать материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Пусть ребенку прочитают немного, но каждая страница может оставить глубокий след в его сердце и сознании.

Важный способ приобщения детей к книге — чтение вслух. Небольшая беседа об авторе книги, название произведения, формулировка темы перед чтением создадут своеобразную установку, психологически подготовят детей к прослушиванию произведения.

Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, т. е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного пере­рыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.

Легко проводить циклы чтения по книгам П.Ершова «Конек-Горбунок», С.Баруздина «Про Светлану», Б.Житкова «Что я видел».

Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести ее до ума и сердца ребенка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанав­ливает взаимопонимание, близость, доверительность, без кото­рых немыслимо воспитание.

Лучшие детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают жизнь полнее и интереснее.

В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает малышу воспринимать его осмысленно. Сказанное относится к ребятам всех возрастов, т.к. дети остаются детьми, а благодаря книге они обретают «умное детство».

Рекомендуя для чтения ту или иную книгу, очень важно учитывать интересы и склонность конкретного малыша. Многих родителей волнует вопрос формирования интереса к книге и культуры чтения. Здесь важно соблюдать такт, без нажима, доверчиво, без принуждения и запретов влиять на выбор книги. Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умением внимательно и вдумчиво слушать. Интересен прием использования традиций семьи: детям читать то, что читали в детстве их родителям.

Постепенно можно подвести ребенка и к самостоятельному выбору книги. В семьях же, где на это не обращают внимания, где книга не в почете либо ее читают нетерпеливо, поверхностно, мы встречаемся еще и с подменой чтения просмотром теле­визора, что приносит лишь вред ребенку. Итак, книга создает важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума ребенка, нравственности и эстетического восприятия мира.

Уголок книги для ребенка дома

Дома хорошо иметь библиотечку детской художественной литературы, которая обычно хранится вместе с вашей биб­лиотекой на отдельной полке. Ребенку дают 2—3 книги на определенный отрезок времени, а затем заменяют новыми. Делают это для того, чтобы не рассеивать внимание ребенка на множество книг, чтобы он глубоко осваивал содержание лите­ратурного произведения, мог осмыслить его, пересказать, де­тально рассмотреть иллюстрации.

Здесь книжный фонд детской домашней библиотеки может быть систематизирован по возрастному признаку. Это помогает родителям организовать чтение ребенка в соответствии с его возрастными возможностями, а также видеть перспективу пополнения библиотеки. Книги можно подбирать так: русские и народные сказки, загадки, народный фольклор, русские классики, современная детская литература, зарубежная детская литература, стихи современных   поэтов.

Советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к книгам

Уважаемые родители! Приучайте детей бережно относиться к книгам. Объясните детям правила: Посмотрел книгу — положи на место. Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, чистые ли они? Книгу рассматривают только сидя за столом. Учите ребенка правильно листать книгу с правого верхнего угла, не смачивать палец слюной, не заминать страницы.

Не разрешайте обращаться небрежно даже с ненужной книгой, а тем более вырезать картинки из нее.

Помните, если сын или дочь привык обращаться с книгой аккуратно, то став школьником, он перенесет этот навык и на учебники, тетради, другие школьные принадлежности.

Советы родителям по чтению художественной литературы детям дома

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способству­ет тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем школьном возрасте у детей воспитывается способ­ность слышать художественную выразительность слова; закла­дывается основа для формирования любви к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности.

Когда вы знакомите детей с художественной литературой, постарайтесь решить разнообразные задачи, связанные с раз­витием речи детей. Вопросы по содержанию рассказа, стихо­творения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме:

О чем говорится в этом стихотворении?
Что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа?
Что ты можешь рассказать о герое новой сказки? Какой он? Что произошло с героем?
Чтобы понять, насколько, ребенок понимает средства худо­жественной выразительности, задайте вопросы:             Как автор описывает березу?
Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились?
С чем автор сравнивает снег в своем стихотворении?
Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему?