Стаж в должности - 14 лет
ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА
Всем известен интерес детей к книге. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства — к удивлению, от удивления — к активной любознательности, а от нее — к знанию.
Природную любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги. Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье.
Родители сами должны быть начитанными и уметь пересказать содержание произведения, передать свое мнение о книге.
Очень важно правильно отбирать материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Пусть ребенку прочитают немного, но каждая страница может оставить глубокий след в его сердце и сознании.
Важный способ приобщения детей к книге — чтение вслух. Небольшая беседа об авторе книги, название произведения, формулировка темы перед чтением создадут своеобразную установку, психологически подготовят детей к прослушиванию произведения.
Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, т. е. в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги.
Легко проводить циклы чтения по книгам П.Ершова «Конек-Горбунок», С.Баруздина «Про Светлану», Б.Житкова «Что я видел».
Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести ее до ума и сердца ребенка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанавливает взаимопонимание, близость, доверительность, без которых немыслимо воспитание.
Лучшие детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают жизнь полнее и интереснее.
В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает малышу воспринимать его осмысленно. Сказанное относится к ребятам всех возрастов, т.к. дети остаются детьми, а благодаря книге они обретают «умное детство».
Рекомендуя для чтения ту или иную книгу, очень важно учитывать интересы и склонность конкретного малыша. Многих родителей волнует вопрос формирования интереса к книге и культуры чтения. Здесь важно соблюдать такт, без нажима, доверчиво, без принуждения и запретов влиять на выбор книги. Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умением внимательно и вдумчиво слушать. Интересен прием использования традиций семьи: детям читать то, что читали в детстве их родителям.
Постепенно можно подвести ребенка и к самостоятельному выбору книги. В семьях же, где на это не обращают внимания, где книга не в почете либо ее читают нетерпеливо, поверхностно, мы встречаемся еще и с подменой чтения просмотром телевизора, что приносит лишь вред ребенку. Итак, книга создает важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума ребенка, нравственности и эстетического восприятия мира.
Уголок книги для ребенка дома
Дома хорошо иметь библиотечку детской художественной литературы, которая обычно хранится вместе с вашей библиотекой на отдельной полке. Ребенку дают 2—3 книги на определенный отрезок времени, а затем заменяют новыми. Делают это для того, чтобы не рассеивать внимание ребенка на множество книг, чтобы он глубоко осваивал содержание литературного произведения, мог осмыслить его, пересказать, детально рассмотреть иллюстрации.
Здесь книжный фонд детской домашней библиотеки может быть систематизирован по возрастному признаку. Это помогает родителям организовать чтение ребенка в соответствии с его возрастными возможностями, а также видеть перспективу пополнения библиотеки. Книги можно подбирать так: русские и народные сказки, загадки, народный фольклор, русские классики, современная детская литература, зарубежная детская литература, стихи современных поэтов.
Советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к книгам
Уважаемые родители! Приучайте детей бережно относиться к книгам. Объясните детям правила: Посмотрел книгу — положи на место. Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, чистые ли они? Книгу рассматривают только сидя за столом. Учите ребенка правильно листать книгу с правого верхнего угла, не смачивать палец слюной, не заминать страницы.
Не разрешайте обращаться небрежно даже с ненужной книгой, а тем более вырезать картинки из нее.
Помните, если сын или дочь привык обращаться с книгой аккуратно, то став школьником, он перенесет этот навык и на учебники, тетради, другие школьные принадлежности.
Советы родителям по чтению художественной литературы детям дома
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем школьном возрасте у детей воспитывается способность слышать художественную выразительность слова; закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности.
Когда вы знакомите детей с художественной литературой, постарайтесь решить разнообразные задачи, связанные с развитием речи детей. Вопросы по содержанию рассказа, стихотворения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме:
О чем говорится в этом стихотворении?
Что нового и интересного ты узнал из прослушанного рассказа?
Что ты можешь рассказать о герое новой сказки? Какой он? Что произошло с героем?
Чтобы понять, насколько, ребенок понимает средства художественной выразительности, задайте вопросы: Как автор описывает березу?
Какие слова и выражения из этой сказки тебе больше всего запомнились и понравились?
С чем автор сравнивает снег в своем стихотворении?
Какими словами автор назвал в сказке зверей и почему?